Школьный буллинг: почему одни дети травят других, и как защитить своего ребёнка от насилия


Школьный буллинг: почему одни дети травят других, и как защитить своего ребёнка от насилия
30.08.2021

Стать жертвой буллинга может любой ребёнок, вне зависимости от физических, интеллектуальных способностей или материального положения. Психологическую травму получают не только участники травли, но и её свидетели. Как правильно бороться с травлей в школе рассказала корреспонденту РИА «Карачаево-Черкесия» психолог Диана Джанкезова.

- Расскажите, что такое буллинг в школе?

- Буллинг (травля) может иметь очень разные формы: обидные прозвища, злые шутки, распространение унизительных фотографий и мемов, запугивание, пощечины и пинки, подкладывание в портфель мерзких предметов, отказ сидеть рядом. Или любые другие действия, направленные на унижение достоинства личности.
Если вы смотрели фильмы «Чучело», «Повелитель мух», «Класс», то прекрасно понимаете, что это за жуткая атмосфера.

- Кто участвует в школьном буллинге?

- Очень важный вопрос. Потому что буллинг — это не проблема конкретного ребенка, это проблема класса. Ее нужно рассматривать с точки зрения групповой динамики.
В группе каждому человеку отведена определенная роль. В ней обязательно есть: лидер и его последователи, оппозиционный лидер и его последователи, эксперты – люди, обладающие ценными для группы знаниями: «шарит в компе», умеет подделывать подписи и т.д.

  А есть «необязательные» роли, то есть их может и не быть в группе: переводчик – человек, способный сгладить острые углы, найти компромисс, снизить напряжение, фантазеры – без конца рассказывают что-то интересное: нло, гороскопы, приведения и т д.;
шут - человек с высоким интеллектом, прекрасным чувством юмора, протоколист и другие.

Все эти роли положительно влияют на личность, ребенок естественным образом находит ту роль, которая ему больше подходит или может переходить из одной роли в другую.
Изгой – это тоже одна из «необязательных» ролей. В здоровой группе изгой не появляется. Он появляется только там, где слабый лидер, который не знает, как по-другому сплотить группу, кроме как дружить против кото-то. Еще раз подчеркну: изгой – это не личностная особенность человека. Это та роль, которая ему досталась в нездоровой группе.
Например: лидер подговорил класс уйти с последнего урока. Все ушли, кроме одной девочки, у которой сегодня дополнительные с этим же учителем. А еще, когда учитель спросил, чья это была затея, лидер струсил и не взял на себя ответственность. Как итог, всему классу влетело, а лидер получил удар по самооценке. Но он находит выход - «козла отпущения». «Это она нас сдала, предательница, надо ее проучить (а не меня)». Так начинается буллинг.

- Почему другие одноклассники допускают эту травлю и не заступаются?

- Заступиться – значит стать таким же изгоем, а это очень-очень страшно. Иногда, конечно, заступаются. И тогда мы не говорим о буллинге, а скорее о появлении нового оппозиционного лидера и о перераспределении ролей.  Это противостояние тоже бывает очень тяжелым и жестоким, и все же, имеющий союзника, – уже не изгой. В такой ситуации можно побороться.

- Что делать, если ребенок стал жертвой буллинга?

- Если же началась настоящая травля (а не просто кто-то обозвал или подрались), ребенок не может себя защитить, и на его стороне никого нет, то
ждать, что он всех победит и тем самым закалит характер – весьма рискованный эксперимент.
Если дело не зашло слишком далеко, а руководство школы и родители класса понимают всю серьезность ситуации, необходимо вмешаться и провести комплексные воспитательные мероприятия.
Если же коллектив не желает замечать проблему, а родители буллеров в еще большем неадеквате, чем их дети, то ребенка нельзя долго держать в такой ситуации. Это очень разрушительно для личности. Нужно его из этой группы извлечь.
Будьте на стороне ребенка, не упрекайте в слабости. Дайте ему понять, что ему не повезло с классом. Что в вашей семье другие ценности, и вы найдете школу, где ему будет комфортно.
Вместе с тем, прежде чем вливаться в другой коллектив, необходимо проанализировать сложившуюся ситуацию: почему так получилось? Какие навыки и качества можно подтянуть, чтобы в новом коллективе обрести продуктивную качественную роль?

-  Какие качества позволят ребенку не попасть в такую ситуацию?

- От этого не застрахован абсолютно никто. Но есть дети, которые находятся в особой зоне риска.
Во-первых, это ребенок, который сильно отличается от группы: по говору, социальному положению, внешности и т. д.
Это можно компенсировать, если научить ребенка играть. Раскованный ребенок, который знает десяток увлекательных игр, фокусов и кучу интересных историй всегда будет «востребован» в любой детской компании.
Во-вторых, это дети с неадекватной самооценкой. Причем как с заниженной, так и с завышенной.
Необходимо давать детям доброжелательную и вместе с тем адекватную обратную связь. Не захваливать и не требовать слишком многого (обширная тема для отдельной статьи).

- Как бороться с буллингом?

- Взрослым главное не быть равнодушными, объединиться и взять ответственность за решение этой проблемы. Ведь при буллинге страдает вся школа. Абсолютно каждый находится в страхе, что следующая жертва – он.
Важно понять, что у детей такие же чувства, как и у взрослых. Что их проблемы – это не мелочи и не пустяки, что у детей, подвергающихся буллингу, в 5 раз чаще возникают суицидальные мысли.
Очень многое зависит от руководства школы и учителей. Если они имеют твердую позицию, что в их школе травли не будет, то ее не будет.
Если же у них другая позиция, то ответственность переходит на родителей. Они либо коллективно «напоминают» руководству о том, что такое хорошо, и что такое плохо, либо постепенно по одиночке покидают эту школу с травмированными детьми.

- Что делать учителю?

- Поговорим сначала о профилактике. К сожалению, бывает так, что учитель сам публично оскорбляет ученика, и дети в младших классах склонны подхватывать это поведение. Осознанно или неосознанно он своими действиями запускает травлю.

Быть чутким к атмосфере в классе, проводить профилактические беседы с детьми, и с родителями. Помочь непопулярным детям найти свою роль в классе. Составить совместно с детьми свод законов. Но если уж гром грянул, называть вещи своими именами:

Не говорить: «Коля и Вася не ладят с Петей», А четко обозначить «У нашего класса большая проблема – травля». В беседе с детьми не вдаваться в подробности конфликта и поиск виноватых, а четко высказать свое отношение к этому явлению и аргументами убедить детей в необходимость его искоренить. Конечно, это эффективно, только если учитель сам верит в то, к чему призывает детей. А не читает формальные нотации.

Если о травле стало известно, когда она происходит уже давно (особенно в старших классах), не пытаться решить проблему в одиночку, а как можно скорее и решительнее подключать руководство, других учителей и родителей. Проследите за тем, чтобы проблема была решена по факту, а не формально.

- Что делать ребенку? (советы)
- Не скрывать от родителей, что происходит. А если не слушают, то докричаться до них, возможно есть человек, к которому они прислушаются: дедушка, тренер, школьный психолог. Попросить помощи, чтобы они решали проблему на уровне руководства или перевели в другой класс или школу.

- Что делать, если твой ребенок буллер?

- Не уходить в отрицание, что ваш ангелочек не способен на буллинг. Необходимо, чтобы все люди, которые являются авторитетом для вашего ребенка (родители, дедушка, бабушка, дядя, братья) оказали настоящее (а не формальное) воздействие на ребенка, через свое категоричное отношение к его поступку. «Какой ужас! Я в жизни не могла подумать, что мой ребенок сможет такое совершить», «Я не могу в это поверить!», «В нашей семье такое непозволительно! Исправь это поведение, иначе это очень плохо закончится!». И объяснить, чем это плохо именно для него: человек издевающийся над слабыми, теряет уважение, демонстрируя таким поведением свой страх и слабость. Это не круто! Это грязный, низкий поступок! Ребенок должен понять, что случилось что-то ужасное. Важно критиковать именно поступок, а не личность, не вешать ярлыки: «ты злой! ты плохой! ты жестокий!»

Следующим шагом анализируем, какие эмоциональные потребности ребенка неудовлетворены? Потому что счастливые дети буллингом не занимаются. Выстраиваем гармоничные отношения в семье и прививаем ребенку ценностные ориентиры и здоровые интересы.

Считаешь эту страницу интересной? Поделись со всеми


Добавить новый комментарий