Нам хотелось показать людям нечто интересное и запоминающееся, – Артур Кенчешаов
Фильм «Алмасты» режиссеров Артура Кенчешаова и Руслана Кумукова, вышедший в Карачаево-Черкесии, собрал много положительных отзывов. Премьерный показ посетили более 300 человек.
По задумке его создателей, фильм включает в себя две сюжетные линии, которые сходятся в кульминационном моменте. Для документальной части съемочная группа объездила несколько республик Северного Кавказа, общалась с исследователями и учеными. Режиссерам также удалось записать интервью с исследователем из Германии Мартином Бейером, который часто организовывает экспедиции в горы Кавказа с целью найти доказательства существования алмасты. В художественной части собраны истории и легенды о существовании снежного человека.
О том, как пришла идея снять фильм про снежного человека, с какими трудностями столкнулась в своей работе съемочная команда, а также о своих творческих планах в интервью корреспонденту РИА «Карачаево-Черкесия» рассказал Артур Кенчешаов.
– Как вам пришла идея снять фильм про Алмасты?
– Эта тема сопровождала меня с раннего детства. Я часто слышал рассказы стариков о встречах с этим существом в горах. И нас часто пугали старшие, чтобы мы не ходили в лес или в горы, потому что нас «мог унести Алмасты». Прошли годы, и я начал более глубоко изучать феномен снежного человека во всем мире и понял, что описания этого существа везде идентичные. Вдобавок ко всему, в мифологии практически всех народов Кавказа он есть в той или иной форме. Затем я начал находить в различных публикациях свидетельства очевидцев в наше время. Все это в моем воображении слилось в одно, породив этот проект.
– Какова была ваша роль в создании фильма?
– На самом деле, команда у нас была небольшая, и одному человеку приходилось совмещать сразу несколько направлений работы. Я выступил автором сценария, одним из режиссеров, продюсером, и, частично, даже режиссером монтажа и занимался озвучкой.
– Как вы выбирали места для съемок?
– Руслан Кумуков, который является соавтором этого фильма и оператором-постановщиком, в рамках другого телепроекта «Поехали» снимал многие живописные места в нашей республике и на всем Северном Кавказе. Поэтому вопрос локаций мы всегда обсуждали с ним, так как он обладает огромным опытом. Пару локаций находил я. В том числе, старое помещение музея, которое оказалось невероятно фактурным и атмосферным.
– Были ли какие-то трудности при съемках фильма?
Весь производственный процесс фильма состоял из трудностей, честно говоря. Когда ты снимаешь фильм без бюджета, надо быть изначально готовым к тому, что все будет идти не по плану. Так и происходило. Очень сложно было каждый раз собирать команду, так как каждый из них работает в разных местах. Сложно было находить костюмы, мы практически собирали их по частям. Где-то брали головные уборы, где-то – обувь, где-то – кинжалы и другие реквизиты. Но для меня, честно говоря, сложнее всего оказался этап постпродакшна. Монтаж, озвучивание и цветокоррекция фильма заняли почти год. Мы просто сутками находились не отходили от компьютеров.
– Как вы описали бы свой подход к созданию фильма?
– Какого-то особого подхода не было. Просто хотелось рассказать и показать людям нечто интересное и запоминающееся. Много ошибок было сделано, так у нас не было достаточного опыта тогда. Сейчас мы уже более уверенно и упорядоченно будет подходить к новым проектам. Чего я хотел изначально – это соединить неожиданным образом документальное и игровое кино, размыть грань между ними, чтобы зритель уже не понимал, где реальные случаи, а где воображение автора. Мне кажется, в какой-то степени нам это удалось.
– Каковы были реакции людей на фильм?
– Честно говоря, очень нервничал и переживал перед показом. Перед премьерой в кинотеатре, я устраивал закрытые показы для коллег и друзей. В большинстве мы получили положительные отзывы. Были небольшие замечания по техническим моментам, которые мы сразу же шли устранять. Кого-то фильм развеселил, кого-то – впечатлил, кого-то – напугал. Один мой друг вообще написал, что видел всю ночь кошмары после просмотра фильма. Сколько людей – столько мнений! Но что я точно заметил – людям не было скучно, и они очень внимательно следили за сюжетом. Это главный комплимент для нас!
– Какие были главные вызовы при работе над фильмом?
– Самый главный вызов – не забросить проект. Честно говоря, такие мысли были… И не раз! Потому что семь лет – это, все-таки, большой срок для такого фильма. Трудности часто выбивали из колеи, у кого-то начинались финансовые проблемы, у кого-то – сложности в семье. Многие даже советовали мне забыть уже про этот проект, а на канале «Архыз 24» среди коллег уже бытовала шутка про наш многолетний фильм, который никогда не закончится. Поэтому это уже было дело принципа, закрыть гештальт, не опустить руки! Я очень рад, что все-таки не сдался.
– Какие моменты в фильме вы считаете наиболее важными или эмоциональными?
– Мы долго продумывали моменты, которые должны были напугать зрителя. Думаю, это удалось. По поводу важности моментов, мне сложно сказать, потому что при написании сценария я пытался сделать историю цельной, чтобы ни одна сцена не была бессмысленной, не выпадала из сюжета и играла определенное значение. Думаю, каждый зритель сам выберет моменты, которые больше его зацепят.
– Какие уроки вы извлекли из процесса создания этого фильма?
– Уроков много! Надо ответственно подходить к подбору команды, надо больше времени уделять репетициям с актерами, надо обязательно тщательнее делать раскадровки и работать со светом. Всего и не перечислишь! Но что могу точно сказать, к следующим проектам мы будет подходить намного увереннее и грамотнее.
– Есть ли у вас планы, связанные с кино?
– Есть, и они грандиозные. Уже сейчас у нас есть несколько проектов на ближайшее время. Я написал несколько сценариев и прорабатываю новые истории. Будем подавать заявки на конкурсы, питчинги и привлекать инвесторов. Снимать без бюджета – слишком нервно и долго! Поэтому все-таки будем фокусироваться на финансовой основе, и, исходя из этого, прописывать очередность съемок следующих картин. Сдаваться не намерены, будем идти только вперед!