Объявлен старт III  Всероссийского литературного конкурса «Человек читающий»

27 января 2025 года стартовал Третий Всероссийский литературный конкурс «Человек читающий», к участию в котором приглашены воспитанники и сотрудники организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также сотрудники и юные читатели муниципальных и региональных библиотек. Тема конкурса этого года – «писательское творчество».

Чтобы принять участие в конкурсе, взрослые должны ВМЕСТЕ с детьми прочитать и обсудить новое художественное произведение, придумать и записать собственную историю (это может быть сказка, эссе, рассказ и др.). По мотивам написанного произведения нужно будет создать творческую работу  в любом формате: нарисовать комикс, сделать выставку иллюстраций, урок выразительного чтения по ролям, мультфильм, теневой спектакль. Результаты творчества зафиксировать и отправить на суд экспертного жюри. 

В начале марта жюри объявит команды, работы которых вошли в лонг-лист конкурса (15-20 работ). А уже в апреле во время прямой трансляции Финала будут оглашены победители: 5 лучших работ, составивших шорт-лист конкурса. 

Всероссийский конкурс «Человек читающий» проводится уже третий год. Участие в нем приняли более 400 социальных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей из 89 регионов России. В этом году проект вызвал особый интерес у сотрудников социальных учреждений в Кемеровской области, Краснодарском крае, Кировской области, Амурской области и в Москве.

“Первые два года в конкурсе мы делали акцент на обучении социально-бытовым навыкам ребят, которые находятся в трудной жизненной ситуации. То есть специалисты с помощью книги, на примерах героев и ситуаций рассказывали своим воспитанникам, как действовать в той или иной ситуации, а потом вместе с воспитанниками создавали видео-презентации книг, – делится руководитель проекта Дарья Цыбульская, – в этом году мы решили дать возможность ребятам проявить себя в писательском мастерстве и самим придумать историю, создать персонажей, пофантазировать, где эти герои живут, с кем дружат, что их волнует и как они справляются с трудностями. И нам очень интересно, что у ребят получится”

«Человек читающий» – первый в России  digital-проект, посвященный развитию навыков чтения у детей и подростков, оказавшихся без попечения родителей и  воспитывающихся в социальных учреждениях. 

Книга как повод для общения со сверстниками и для задушевного разговора со значимым взрослым, чтение как возможность совместного переживания ребенка и взрослого, обсуждение прочитанного как инструмент социализации для детей и подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации,  и развития у них навыков эмпатии.

Проект «Человек читающий» развивается с 2022 года и сейчас охватывает все регионы России.  В 2023-м году в рамках проекта было проведено исследование «Особенности читательского опыта детей и подростков, оставшихся без попечения родителей». Было проанализировано более 1500 интервью с детьми в возрасте от 5 до 18 лет из социальных учреждений в разных регионах России. Исследование показало, что «нечитающие дети» (особенно подростки) – в зоне риска; а дети, которые регулярно читают, обладают большей эмоциональной устойчивостью и зрелостью, они более коммуникабельны, чаще идут на компромиссы и решают конфликты мирными способами.  Воспитанники социальных учреждений чаще выбирают книги, герои которых демонстрируют нестандартные подходы к решению проблем, находчивость, храбрость, заботу о других и кооперативное поведение. Особенно популярны у таких детей произведения, которые учат ответственности за близких.

Проект «Человек читающий» создан Образовательным центром «Константа». Проект реализуется при поддержке Фонда Президентских грантов.

Читайте также: