Даже хорошо, что мой первый шичепщин не заиграл, – Азамат Ашибоков

Каждый национальный музыкальный инструмент имеет свою уникальную историю и значение. Он является символом культуры народа и его идентичности. Мастер, изготавливающий эти инструменты, должен быть хорошо знаком с историей и традициями. Он должен уметь передать в инструменте дух и настроение народа.

Азамат Ашибоков из Карачаево-Черкесии уже больше 20 лет занимается изготовлением национальных музыкальных инструментов. В беседе с нами он поделился секретами своего мастерства и тонкостями работы. 

– Азамат Хаджи-Муратович, когда вы поняли, что свяжете жизнь с музыкой? Как все начиналось?

– Я никогда не думал, что свяжу свою жизнь с музыкой. В школе научился играть на гитаре. Отец передал навыки работы с древесиной, иногда я ремонтировал поломанные гитары друзей, любил слушать классическую музыку. Но чем сама музыка, меня больше интересовали инструменты, на которых играли музыканты. Было интересно, почему одни из них больших размеров, другие совсем маленькие, одни деревянные, другие медные. Мой отец Хаджи-Мурат Назирович Ашибоков все это замечал. Он мне впервые рассказал, что у черкесов был уникальный смычковый музыкальный инструмент – шичепщин. Я заинтересовался. В музее в Черкесске нашли шичепщин, сняли размеры.  В книгах вычитали, что самым “музыкальным” деревом является клен. Наш первый инструмент изготовили полностью из клена. Натянули струны, в надежде на прекрасные звуки провели смычком по струнам, но… инструмент не зазвучал. Это была ошибка. Корпус изготовляется из клена, а верхняя дека – из древесины ели.Как раз тогда я уже окончил КЧГУ, получил диплом менеджера.  И мы с отцом начали заниматься изготовлением инструментов. Сейчас я продолжаю начатое с ним дело.

– Наверняка существуют какие-то секреты, выработанные за много веков…

– Секретов нет, но есть некоторые нюансы, которых надо придерживаться. И у каждого мастера свои хитрости, свой подход. Важна не только порода дерева, но и определенная толщина корпуса, деки. Четвертый инструмент уже был неплохой. Не бывает двух одинаковых музыкальных инструментов.  У каждого свой тембр, звук, свой характер.

– Какой инструмент является для вас самым ценным?

– За 23 года уже не сосчитать, сколько было изготовлено инструментов. Но всех дороже самый первый. Не будь его,не было бы и других. Сейчас он находится у нас дома. Можно было заменить деку и сделать его звучащим, но он дорог как память об отце, о тех далеких днях, когда все начиналось. Я даже благодарен этому инструменту за то,что он не зазвучал. Иначе возможно не было бы и второго, и третьего, и всех остальных…

– Расскажите об этапах работы над инструментами.

– Я начинаю работу с изготовления грифа. Затем – корпус. После соединения грифа с корпусом перехожу к самой ответственной детали – верхней деке. У музыкального инструмента важна не только громкость звучания, но и красота тембра. Это зависит и от толщины деки, и от пружин (это такие деревянные планочки, которые приклеиваются к деке изнутри), и от душки – деревянной палочки, соединяющей верхнюю и нижнюю деки. Толщина верхней деки у смычкового инструмента – шичепщина – 3мм по краям и до 5мм к середине.  А у щипкового – апапщина – 2 мм по всей поверхности. Пружины у апапщина идут поперек деки, а у шичепщина – вдоль. Душка есть только у смычковых инструментов, и от ееместоположения зависит качество звучания инструмента.  Мы всего этого не знали вначале. Пробовали, учились на своих ошибках.  В работе я пользуюсь ручными инструментами – ножами, стамесками, из электрических инструментов – только ручным лобзиком, иногда ручной шлифовальной машинкой. На изготовление одного инструмента уходит месяц кропотливой работы.

– Вы изготавливаете только один инструмент или несколько? Какие?

– Я изготавливаю шичепщин — это старинный струнный инструмент, звук из него извлекали с помощью смычка, которым водили по струне из конского волоса. Апапшина — от слова «1эпэ» — палец, с помощью которого извлекаются звуки и пшынэ — музыкальный инструмент. Был предназначен для свободного музицирования и аккомпанемента. Камы́ль (от адыг. къамыль «тростник») –  представляет собой продольную флейту, длина около 700 мм, в нижней части трубки имеются 3 игровых отверстия. Изначально инструмент изготовлялся из тростника.

– Где их можно услышать?

– Их можно услышать в детской школе искусств имениСултана Сидакова в ауле Хабез. Там у нас играют дети на моих инструментах. И у нас есть ансамбль, мы по-черкесски называем “Вагьуэбэ”(Созвездие). У нас есть старшая группа, там играют 8 человек, помимо них есть средние детки, тоже их где-то 8 человек, и маленькие. Мы часто ездим на конкурсы, участвуем на концертах, когда приглашают. Мы ездили в Кабардино-Балкарию много раз. И в основном получали гран-при. Мы выступали вЖелезноводске, в Ставрополе, в Майкопе. В основном мы ездим со старшей группой, так как научиться играть на инструментах сложно. Для этого требуется порой не один год. Старших мы начали показывать в период после ковида. В основном это были аудиозаписи, а уже позже начали выезжать на различные конкурсы.

– Где живете сейчас и чем еще занимаетесь?

– Я живу в ауле Псаучье – Дахе вместе с мамой АринатХамталиевной, с супругой Асият Султановной, которая является дочкой Султана Сидакова, в честь которого названа детская школа искусств, где мы работаем, и дочкой Самирой. В свободное от работы время занимаюсь изготовлением инструментов. Это хобби, которое переросло в дело всей моей жизни. 

– Дочь не думала продолжить ваше дело? 

– Конечно, как любому родителю, хочется, чтобы его дело продолжали дети.  У нас дочка готовится поступать в музыкальный колледж, играет на поперечной флейте, а начала с камышовой флейточки, сделанной из обычного тростника. Племянник Астемир научился играть на всех инструментах, которые мы изготавливаем. Надеюсь, в будущем изъявит желание не только играть, но и захочет сам сделать свой первый инструмент.

Читайте также: