Как вытравить травлю в школах?
Школьная травля. Проблема, которая была и существует в каждой школе. По данным ВЦИОМ, среди опрошенных россиян почти каждый пятый сообщил, что в течение своей жизни оказывался жертвой травли. При этом 38 процентов из них сталкивались с травлей во время учебы в школе. По региональной же статистике Высшей школы экономики 25% из опрошенных подростков подвергались буллингу в начальной школе. При этом, проблеме, как будет сказано ниже, уделяется недостаточно внимание. Не хватает и знаний о том, с чего стоит начать ее решение.
Для начала, надо понять, что из себя представляет травля и буллинг. Они могут выражаться в разных формах. От непристойных шуток, до оскорблений и избиений. В том числе, в интернете. Кибербуллинг, та же проблема, просто переведенная «в цифру».
Не стоит путать понятие буллинга с конфликтом, где каждая из сторон занимает свою позицию и противостоит друг другу. Буллинг же – это социально приемлемое насилие. В ней есть сторона – «Агрессор». Часто к ней присоединяются просто потому, что бояться оказаться на месте жертвы. Это не делает их однозначно плохими, ведь они просто ищут безопасности для себя. Тут есть сторона – «Жертва». На этом месте может оказаться каждый, ведь веские причины для травли не нужны. Повод придумают всегда. Ну и, наконец, есть третья сторона – «Свидетели». Они тоже играют важную роль. Ведь они могут поддержать жертву и осудить агрессора. Либо промолчать и дать травле развиваться дальше.
Отдельно стоит упомянуть учителей и родителей. И те, и другие, могут помочь задать правильный вектор развития взаимоотношений среди подрастающего поколения. Дать поддержку и опору для тех, кто оказывается в роли жертвы. Последнее особенно касается семьи. Ведь если родители не обращают на ребенка внимание, то он теряет одну из главных точек опоры.
Так как же бороться с реальной проблемой – буллингом?
Для решения этой задачи под эгидой Агентства стратегических инициатив собрались региональные сервисные уполномоченные и их команды в четырех пилотных регионах – Смоленская, Калужская, Иркутская области и Республика Бурятия. Участники занимаются решением проблемы буллинга с помощью методологии «Сервис–дизайн». После проведения глубинных интервью со детьми, родителями, учителями и социальными службами участники выдвигают нетривиальные гипотезы и прототипы. Они видят, что в рамках сложных жизненных ситуаций поднимаются «подковерные» темы, о которых не принято говорить в обществе. Что и является ключом к изменению ситуации в целом.
Первое, к чему пришли команды – нужно заниматься информированием. Надо понимать, что каждый из нас занят сотней дел. Родители приходят усталыми с работы и загружены хлопотами по дому, одноклассники – уроками и развлечениями, преподаватели – обучением своему предмету детей и заполнением отчетов. За всем этим легко упустить из внимания проблемы, которые не касаются человека напрямую.
Второе – все стороны должны понимать, где самим находить нужную им информацию. Потому что хороший сайт, методичка или телефон горячей линии не помогут, если о них никто не будет знать. Все должны понимать, как действовать и на что опереться в решениях. Ребенку же важно осознавать, где границы простого общения, а где – травля, что нормально, а что нет. Все стороны должны понимать, что нельзя оставаться равнодушными.
Ирина Баранова, со–основатель агентства по сервис–дизайну Inex Service Design, эксперт проекта поделилась мыслями о проблеме буллинга:
«Существует дистанция между учителем и ребенком, ученик выказывает уважение к старшему. Но с другой стороны, около 60 % детей по горячей линии говорят о буллинге и насилии со стороны именно учителей, а не сверстников. Также ребенок не будет обращаться ко взрослому, когда происходит травля, так как принято проживать эти чувства самому, не делиться переживаниями, не мешать».
Дети боятся, что родители не поддержат, накажут или даже осудят. Некоторые думают, что сделают только хуже, если привлекут взрослых к решению конфликта. Что уж говорить о звонках на горячую линию и речи не идет. Об этом говорят и цифры из регионов. Так, в Смоленске, в СОГБУ СРЦН «Феникс» в службу детского телефона доверия с 2016 по 2022 гг. поступило 5 звонков!
Другая организация, ГКУ «Центр профилактики», реабилитации и коррекции заявляет следующее:
«Обращения – 1,7% от всех обращений про буллинг. Но когда выезжаем в школы – от родителей, учителей узнаем, что буллинг есть»
Также, Ирина Баранова отметила, что, часто, как только человек проявляет агрессию, окружающие не знают, как на это реагировать. Нет определенных правил, агрессия становится нормой, а сверстники по инерции начинают подыгрывать тому, кто сильнее. Следовательно, нужны правила. Еще один «инсайт» в том, что дети не всегда знают, как справляться с разными чувствами, когда что–то или кто–то не нравится. В итоге все снова переходит в форму агрессии. Даже если произошел конфликт, дети не знают, как из него выйти в конструктив, у них нет инструментария разрешения конфликтов.
Отдельно можно выделить опыт зарубежных практик. Там наиболее эффективно показали себя такие меры, как:
- регулярные встречи психологов или педагогов с родителями;
- обучающие тренинги;
- введение дисциплинарных методов/
Также помогают улучшить ситуацию усиление контроля за территорией школы, изменение формы управления классом, узконаправленная работа с теми, чьё поведение отличается или характеризуется как агрессивное.
Что же касается пилотных регионов, упомянутых в начале статьи. Там, сервисные уполномоченные предложили для внедрения прототипы и вместе с командами тестируют их на участниках данной жизненной ситуации.
Например, в Иркутской области предложили создать проект новой школьной корпоративной культуры, информационное пространство для школьного сообщества, а также школу родительства на этапе планирования семьи.
В Калужской области вынесли на рассмотрение три прототипа:
- курс повышения квалификации для выявления признаков буллинга на ранней стадии;
- чат–бот как информирование и профилактика по поиску решений для детей и родителей, которые столкнулись с буллингом;
- школьные мероприятия «Активный родитель» для сплочения класса и налаживания коммуникаций между учителем, ребенком и родителем.
В Смоленской области команды и сервис–дизайнеры обсудили такие решения, как повышение информированности общества о различных видах травли. Привлечение внимания к теме буллинга через расширение возможных каналов коммуникаций, а именно социальные сети, чат–бот, информационные стенды и «поезд здоровья».
В Республике Бурятия начали тестировать три идеи:
– Онлайн–опрос «36.6» для школьников, учителей и родителей, который включает подборку методических материалов по буллингу;
– «Социальный театр», где школьники вместе с актерами и режиссером разыгрывают произошедшие сцены буллинга на театральной сцене в виде небольших пьес,
– Показ серии коротких мультфильмов про позитивного героя, который не даёт младших в обиду. Участники предлагают транслировать ролики на мониторах в школах и в общественном транспорте.
По словам Александра Пироженко, директора Дивизиона «Качество жизни» АСИ, результатом совместной деятельности РСУ и сервис–дизайнеров должны стать действительно работающие решения, эффект от которых смогут увидеть люди, и которые возможно будет тиражировать по всей стране.
Важно говорить о том, о чем молчат. Важно делать шаги в направлении изменений. Этим мы сможем начать искоренять даже предпосылки к травле в обществе в целом.