Только одно место мне по-настоящему помогает дышать – это Кавказ, – Янина Орлова
Сегодня путеводители стали незаменимым инструментом для упрощения жизни путешественников и туристов. Они предлагают подробную информацию о достопримечательностях, местах размещения, ресторанах и других интересных локациях в конкретном регионе. Важно отметить, что путеводители также являются отличным способом привлечь внимание к тому или иному региону России. Они рассказывают о его истории, культуре, традициях и уникальных особенностях. Благодаря этому путешественники могут узнать больше о месте, которое они собираются посетить, и заинтересоваться его разнообразием.
Такой уникальный путеводитель создала иллюстратор Янина Орлова, куда помимо популярных туристических маршрутов, ресторанов и прочих любопытных для туриста мест она включила в свою работу легенды, древние сказания и рассказы местных жителей регионов России, расположенных на Северном Кавказе.
– Расскажите подробнее про свой проект.
– Когда мне было пять лет, я попросила родителей подарить мне на день рождение гору. Тогда мне казалось это хорошей идеей, чтобы у каждого человека была своя вершина, куда можно забраться и ни о чем не беспокоиться. Когда я выросла, я отправилась покорять кавказские горы. Мой проект – это книга, детская сказка, которую взрослые читают и помнят, что всегда есть вершины, которые стоит покорить. Книга о путешествиях, о
традициях, о культуре и людях.
Мне всегда грустно смотреть в книжных магазинах на полки тематических путеводителей по России. Их очень мало. Когда мы приезжаем в любой даже самый крохотный городок на Западе, мы находим сотни тематических книг. Для взрослых и детей. Меня очень сильно огорчает отсутствие подобного в нашей прекрасной стране. И особенно в таком невероятном регионе, как Кавказ.
-Вы сами решили создать такой путеводитель, или работаете в
рамках какого-то проекта?
– Это полностью моя идея, основанная на любви к Кавказу, к его традициям, культуре, истории. Я бы хотела работать с командой, спонсорами, но сейчас – это полностью частный проект энтузиастов. Со мной в команде есть художники и фотографы, кто также неравнодушен к этой теме. Идея пришла из детства, выросла в сегодняшней ситуации, когда мы говорим – давайте изучать Россию заново, но ничего не делаем для популяризации
национального культурного кода. В этом году я подаю заявку на конкурс в Президентский Фонд Культурных Инициатив. Тема в конкурсе грантов очень близка к моей.
– Что вас вдохновило на создание такого путеводителя?
– Вдохновил Эльбрус. Старый, седой и могучий. Я начала плотно заниматься проектом за год до пандемии. Естественно, все усложнилось, но я не хочу сдаваться. Когда мне становится совсем тяжело, я сажусь на самолет и лечу на Кавказ. Я вообще много где путешествовала. Вся Европа, пол России до Урала и Крайнего Севера, Азия, Китай. Но только одно место мне по-настоящему помогает дышать – это Кавказ. Я прилетаю, еду в любой из городов и просто смотрю на горы. Это помогает. Нальчик, Черкесск, Владикавказ, Пятигорск, они все прекрасны.
– А откуда вы сами?
– Я родилась в Поволжье. Но повзрослела именно в горах. Я художница,
путешественница, меня привлекает эстетика окружающего мира, история.
Спросите любого школьника, что он знает про Кавказ – и вам пожмут плечами. Может, про чеченскую войну расскажут. Но Кавказ – это такое многообразие культур, этноса, фольклора, что хватит на сотню прекрасных книг. Только где они? Вы видели в книжном «Ткани и узоры Кавказа»? Или «Адыгская аристократия и их роль в истории»? У меня есть несколько книг по истории костюма (на самом деле целая коллекция книг), но все они так или иначе рассказывают про европейский костюм. Сейчас мы много говорим про наш русский код, про национальные элементы. Но почему у такого богатого исторического края, как Кавказ, до сих пор нет такого пиара, как у любого крохотного европейского городка? Я вот не понимаю. Это ведь очень просто – рассказать миру о себе. Любой школьник сейчас это делает в сети, но почему-то мы игнорируем. Да, я очень трепетно отношусь к Кавказу. Если я влюбляюсь – то очень эмоционально. А с Кавказом у нас любовь. Знаете, мне нельзя острое, но я обожаю хинкали. Меня однажды увезли из
ресторана на скорой из-за этого. Моя книга – это не просто скупой путеводитель по фактам. Я хочу написать сказку, которую поймут дети и захотят прочитать взрослые.
– А как вы собирали информацию: легенды, истории?
– Самый бытовой способ – спрашивать у окружающих. Как Шурик в «Кавказской пленнице». Только я не отвлекалась на любовь и ослов. А если серьезно, то сбор материала — это самый сложный момент. Однажды я ехала из аэропорта с милым юношей, который учится в Москве и подрабатывает в такси. Он из Чечни, и узнав, что я только что прилетела из Минвод, начал мне рассказывать про прекрасные чеченские озера. Но рассказы не дадут мне полноты картины, если я хочу сделать не просто сказку, а познавательную книгу. Мне нужно посетить все эти места, посетить музеи, узнать истории и легенды. Это время и деньги. Когда мы говорим про запад, то там всегда за всеми красивыми книгами стоят инвесторы и меценаты. У нас же надо ещё будет уговаривать издательство напечатать книги. Потому что это вопрос меркантильной экономики. И вместо сказки про Кавказ больше шансов, что в
печать попадет очередной бульварный роман или путеводитель по Чехии.
– Какие республики вы охватили в путеводителе?
– Ставропольский край, Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкессия, Осетия. Есть начатая часть про чеченскую культуру, но её пока мало. В планах -Дагестан. Очень много всего, много идей. Если бы сейчас был точный запрос от издательства или конкретного спонсора, можно было бы быстрее закончить и включить столько в книгу, что будет невероятно красиво.
– Расскажите еще немного про свои достижения?
– Я вообще не люблю говорить о себе. Сейчас мир такой, что люди о себе чепуху придумывают, а другие в это бездумно верят. Все стали экспертами, великими художниками, писателями и мудрецами. Я талантливая девушка, которая связала свою жизнь с творчеством и искусством. Я участвую в конкурсах не ради награды, а ради процесса. У меня много наград и регалий, я не считаю их. Например, ещё в школе я написала научную работу по истории костюмов, которую моему научному руководителю предложили расширить в проекте до докторской диссертации. Я участвовала в Париже в выставке, в этом году я была участником на форуме Росконгресса о дизайне и моде, заняла первое место в российской неделе искусств, сейчас вот участвую в конкурсе Лидеры России и получила хорошую оценку своих лидерских качеств. Самое сложное, что я вообще делала – однажды я собрала рюкзак, села в свою машину и отправилась покорять Урал и Крайний Север. Два месяца суровой погоды, ночёвка где придётся, болота, тундра и тайга до горизонта. Это закаляет характер.
Здесь, на Кавказе – совершенно другие горы. Таких больше нигде нет. Здесь люди особые. Это понимаешь, когда много путешествовал.
– Планируется ли дальнейшая работа в этом направлении?
– Работа идет, ее много. Если я найду спонсора – это будет лучший сценарий. Если нет, то буду постепенно делать то, что могу своими силами. Проект можно развернуть как туристический, можно оставить единственным книжным изданием. Я бы хотела отклика на свою работу. Это не скромно, но я могу так открыто заявить: смотрите, есть отличная идея, которая обогатит духовно окружающих, есть грамотный куратор проекта с командой, так давайте сделаем это вместе. Есть мои контакты, со мной можно связаться, обсудить, узнать, как помочь осуществить этот проект. Я бы очень хотела, чтобы в книжных магазинах нашей страны, в разделах про искусство, культуру и фольклор, были красочные книги про Кавказ. Чтобы дети рисовали узоры не средневековой Европы, а чеченских костюмов, чтобы вместо турецкого огурчика дизайнеры использовали национальные кабардино-балкарские узоры. Чтобы мы самобытность воспринимали не как чуждое, а как свое.