Люди как фундамент цифрового завтра: подготовку кадров обсудили на Международном форуме «ИТ-Диалог»

«Усилия государства в повышении цифровых компетенций должны быть направлены не только на молодежь, но и на людей всех возрастов, в особенности – на госслужащих, задействованных в переводе госуслуг в цифровой формат и являющихся функциональными заказчиками ИТ-сервисов для населения», – отметила директор Центра подготовки руководителей и команд цифровой трансформации ВШГУ РАНХиГС Наталья Гаркуша на панельной дискуссии Международного форума «ИТ-Диалог» «Люди как фундамент цифрового завтра».

10 ноября на Международном форуме «ИТ-Диалог», который проходит в Санкт-Петербурге, состоялась дискуссия «Люди как фундамент цифрового завтра». В ней приняли участие начальник Управления Президента РФ по развитию информационно-коммуникационных технологий и инфраструктуры связи Татьяна Матвеева, председатель Комитета по информационной политике, информационным технологиям и связи Госдумы Александр Хинштейн, старший вице-президент ПАО «Ростелеком Кирилл Меньшов, вице-губернатор Санкт-Петербурга Станислав Казарин, директор Центра подготовки руководителей и команд цифровой трансформации ВШГУ РАНХиГС Наталья Гаркуша и другие спикеры.

Татьяна Матвеева, начальник Управления президента РФ по развитию информационно-коммуникационных технологий и инфраструктуры связи, в своем выступлении обозначила информационные вызовы, которым нужно противостоять. Это размещение и распространение ложной информации: фейков и дипфейков с глубоким искажением видеотрафика с помощью технологий искусственного интеллекта и машинного обучения. «За этот год выявлено порядка 3900 уникальных фейков и 9 миллионов их копий. Старшее поколение способно критически подходить к оценке получаемой информации, а молодежь – не всегда. Поэтому важно задуматься о механизмах регулирования такой информации на законодательном уровне», — считает Татьяна Матвеева.

С точки зрения кадрового потенциала, Россия, по мнению Татьяны Матвеевой, предпринимает беспрецедентные шаги, которые позволяют формировать фундамент для нашего цифрового завтра. «За последние годы было существенно увеличено количество бюджетных мест в вузах по ИТ-специальностям: с 49 тысяч в 2019 году до 100 тысяч в 2022 году. Для учеников старших классов с 2021 года начала работать программа по изучению языков программирования на бесплатных двухлетних курсах. Именно молодежь составляет стратегический потенциал социального развития, который, наверно, даже важнее сырьевых, топливных и финансовых ресурсов», — отметила Татьяна Матвеева.

Подробнее о господдержке подготовки ИТ-специалистов рассказала начальник Проектного управления по реализации мероприятий в сфере подготовки ИТ-кадров Департамента сопровождения отраслевых и инфраструктурных проектов ФГБУ «ЦЭКИ» Анастасия Казанцева: «По плану в 2022 году на образовательные программы высшего образования в сфере ИТ должно быть принято порядка 100 тысяч человек. Фактические цифры будут намного выше. Преподаватели – самые главные проводники цифровых знаний для студентов. Повышение квалификации 33,9 тысяч преподавателей колледжей и вузов в 2022 году – это охват более двух миллионов студентов».

В новом учебном году в России запустили образовательный ИТ-проект «Цифровые кафедры». Это возможность для студентов вузов, чьи специальности не связаны с ИТ, бесплатно получить дополнительное ИТ-образование. «В проекте задействованы 100 вузов-участников и 14 вузов-кандидатов, в них было зачислено свыше 110 тысяч студентов, которые обучаются по 500 программам», — рассказала Анастасия Казанцева.

«Подготовка студентов в вузах должна проходить в партнерстве с работодателем, потому что единственная объективная оценка эффективности вуза – именно оценка организации, куда придет работать специалист с дипломом. Когда в каждом вузе будет линейка отраслевых компаний, которые будут воспринимать вуз как кузницу своих кадров и как точку сборки образовательного, научного и производственного процессов, когда вузы будут использоваться работодателями и с научной, и с прикладной точки зрения – мы сразу увидим серьезный результат», — считает председатель Комитета по информационной политике, информационным технологиям и связи Госдумы Александр Хинштейн.

Директор Центра подготовки руководителей и команд цифровой трансформации ВШГУ РАНХиГС Наталья Гаркуша отметила: «Важно развивать цифровые компетенции не только молодого поколения, но и людей всех возрастов, в особенности – госслужащих, являющихся функциональными заказчиками ИТ-сервисов для населения, тех, кто задействован в переводе госуслуг в цифровой формат, кто взаимодействует с гражданами, в том числе с помощью новых цифровых решений, таких как платформа обратной связи, платформа государственных сервисов. Цифровая трансформация и цифровое развитие госорганов должны основываться не только на знаниях и опыте руководителей и команд цифровой трансформации, но и отраслевых специалистов министерств и ведомств. А их компетенций, нужно признать, не всегда хватает для быстрой и эффективной реализации масштабных цифровых проектов».

Центр подготовки руководителей и команд цифровой трансформации ВШГУ РАНХиГС является академическим партнером Международного форума в области информационных и коммуникационных технологий «ИТ-Диалог».

Читайте также: