Покровская церковь Черкесска: легенды старого храма
В этом году старейшая церковь Черкесска – Покровская – отметила свой 180-летний юбилей. К этой дате была выпущена книга, посвященная истории храма и ее священнослужителей. Какие факты легли в ее основу, с чего вообще началась история Покровской церкви и где можно познакомиться с изданием в своём интервью, рассказал автор книги, настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы города Черкесска, благочинный православных церквей Северного Карачаево-Черкесского округа Александр Нартов.
– Отец Александр, как вы пришли в духовенство и оказались в Черкесске? Являетесь ли вы потомственным священником?
– Служение священника в церкви очень схоже со служением воина. Русская церковь, как и армия обязуется жить по уставу. Я, как и все священники, не выбирал место службы, приехал в Черкесск по указу Владыки, который назначил меня настоятелем Покровской церкви и благочинным Северного Карачаево-Черкесского округа. Говоря церковным языком, я исполняю послушание, а если говорить светским языком, то поручение.
Потомственным священником я не являюсь, мой дед был церковным старостой в селе Михайловское, сейчас это город Михайловск, а бабушка пела в церковном в хоре, в итоге преемственности, как таковой нет. Стал священником по личному выбору и очень люблю своё дело. Проповеди, служба, преподавание — всё это наполняет мою жизнь.
– С чего начинается история Покровской церкви?
– Прежде чем описывать реальную историю храма, необходимо упомянуть «легендарную» историю Покровской церкви. Дело в том, что каждому жителю Черкесска известна именно эта легенда, в которой рассказывается, какна протяжении 12 дней несли казаки станицы Ставропольской на своих плечах, пешим ходом, по бревнышку, в разобранном виде, с пением псалмов и молитв, церковь в станицу Баталпашинскую и установили ее в центре рядом с Николаевским собором. Когда я приехал в Черкесск, я решил изучить место, в котором нахожусь, и я также наткнулся на эту историю, но в процессе поискадокументальных подтверждений понял, что их нет.
На самом деле история Покровской церкви куда сложнее. Исторически наш храм – это здание Никольской церкви станицы Баталпашинской, которая была построена и освящена в 1843 году. После строительства нового каменного Никольского собора в 1901 году, деревянный храм был перенесен в южную часть станицы и освящен в честь Покрова Пресвятой Богородицы.
– Как проходил сбор материалов для книги «История Покровской церкви города Черкесска и её священнослужителей», какие источники вы использовали при написании книги?
– Как я уже сказал, когда меня сюда назначили, я сразу заинтересовался историей Покровского храма и начал искать источники. Начало было положено в Ставрополе. В сборниках двух исследователей Беликова Савенко довольно подробно описаны церкви и крепости города, и изучив этот материал, я понял, на самом деле нет никакой преемственности со Ставрополем, оттуда церковь, как описывалось в легенде, не приносили.
В архиве я нашел клировые ведомости, которые содержали в себе информацию о священниках, их семьях и доходе, они также легли в основу моей книги. Далее я нахожу дореволюционное издание “Кавказские епархиальные ведомости”, позже оно называлось «Ставропольские епархиальные ведомости». Там публиковались официальные бумаги, отчеты, указы церковной жизни. Я, возможно, стал первым обладателем всех ведомостей за все 40 лет. Там тоже было много интересной информации.
Потом мне помог отец Александр Гурин, он передал очень важную бумагу, в которой было написано: «Воровсколессцыпринесли свой молитвенный дом в станицу Баталпашинскую». Это стало основой, начала складываться общая картина.
Далее я начал поиски архивов Покровской церкви до 1829 года, в этот период станица Баталпашинская подчинялась Астрахани. Я нашел книгу Соловьёва «Станица Воровсколесская: от форпоста до сельской глубинки: монография», в ней автор собрал все необходимые сведенияо станице. Затем я решил установить личности всех священников Покровского храма. Некоторые биографии удалось узнать благодаря общедоступным интернет-источникам. Иногда и прихожане помогали в этом. Также были найдены личные дела священников более позднего периода. Но этот пазл до сих пор собирается, так как некоторые архивы только начинают открываться.
– Какие истории рассказывали вам прихожане?
– Есть одна очень интересная история. Прихожанка рассказала, что во время оккупации Черкесска, когда жители ждали советские войска, которые шли освободить город, люди собрались в церкви и читали молитвы. Она как раз была одной из тех, кто молился. Когда прихожане вышли из храма, с неба начали падать огромные снежинки, поднялсясильный ветер, начался буран, который накрыл город пеленой снега. Наши войска шли в город по направлению ветра, удалось легко взять город и выбить оккупантов.Удивительно, как исторический факт невероятным образом переплетается с рассказом прихожанки, которая вместе с другими в такой знаменательный исторический момент молилась в церкви.
– Поставлена ли точка в исследовании истории храма?
– С моей стороны точка поставлена, потому что дальше информация будет только накапливаться. Если что-то важное и необычное будет открыто, то, конечно, будет смысл пересмотреть издание, расширить его, но я думаю, что тема раскрыта на 99%. Может в дальнейшем кто-то займётся историей старост, регентов, прихожан, но это уже будут совершенно другие истории.
Сейчас я думаю над другим изданием –дореволюционной историей всех церквей и монастырей Карачаево-Черкесии, исходя из воспоминаний епископов, которые сюда приезжали. Это должно быть интересно.
– Где сегодня можно ознакомиться с книгой?
– Книгу можно приобрести в лавке Покровского храма, планируем, что она появится и в библиотеках.