Позволяйте детям самим выбирать и строить свою жизнь,- Фатима Нахушева
Мать популярного на Северном Кавказе артиста Рустама Нахушева – Фатима рассказала о важности доверительных отношений между родителями и детьми, поделилась личными тёплыми историями из детства своих детей и дала советы родителям, чьи дети выбрали для себя творчество в качестве основной специальности.
– Расскажите немного о себе, чем на данный момент занимаетесь, где работаете?
– Я с 1987 года работаю в средней школе аула Бавуко педагогом-библиотекарем, воспитатель группы продлённого дня. Очень люблю детей, работать с ними. Старшеклассники доверяют мне свои «секретики», вообще со всеми детьми хорошие отношения, дети у нас очень воспитанные в школе, приятные. Наверное, нет ученика, про которого можно сказать что-то негативное. Очень дружная и тёплая атмосфера всегда была и есть в нашей школе.
Если несколько лет назад ещё была дистанция между преподавателями и детьми, то сейчас границы практически стёрты, мы общаемся как хорошие друзья, сохраняя при этом взаимоуважение.
– Почему вы однажды выбрали педагогическую деятельность?
– В 19 лет эта школа впервые распахнула для меня свои двери и вот, до сих пор я работаю в этих стенах, занимаюсь любимым делом. Определено любимым – потому что в школе больших денег не заработаешь, да и я за ними никогда не гонялась. Для меня главное – воспитать своих и чужих детей достойными людьми, в этом я вижу свою миссию.
– Давайте немного перенесёмся в прошлое, расскажите, каким ребёнком был Рустам? Он с детства проявлял наклонности к творчеству, к пению?
– Рустам всегда выделялся среди сверстников, это было видно еще в школе. Его бабушка (моя мама) всегда говорила, что из него вырастет профессионал, только мы не знали, в какой конкретно сфере. Разговаривать начал Рустам очень рано, в 9 месяцев уже выговаривал слова, при чем очень чисто. В полтора года он уже разговаривал как взрослый человек.
– Уверена, что у вас есть ни одна забавная история или случай из детства?
– Когда мы ездили на автобусе к моим родителям в Хабез, он начинал петь в салоне автобуса, пассажиры давали ему за это сладости, конфеты. Помню, всегда ему тогда говорила на черкесском языке, чтобы он прекратил, и что он нас позорит и собирает сладкое. А он совершенно не стеснялся, хочет петь – и поёт, вне зависимости от времени и места. Он никогда не был стеснительным на публике, это у него с детства.
– Как вы отнеслись к тому, что сын выбрал свое призвание в таком юном возрасте? Кто был инициатором обучения в музыкальной школе?
– Начал заниматься пением Рустам ещё в школе, а с детского сада увлёкся актёрским мастерством, всегда участвовал во всех сценках, маленьких театральных постановках. С самого детства он всегда пародировал моих подруг. Это всегда было очень смешно и интересно. Он и дома часто устраивал нам представления. Очень любил заучивать рекламу, которую показывали по телевизору. Затем он отключал звук на ТВ и сам воспроизводил рекламную речь, слово в слово, да ещё и с эмоциями. Мы с его отцом всегда очень смеялись с этого.
Он всегда хотел профессионально заниматься музыкой, просил нас отдать его в музыкальную школу. На тот момент отец записал его на секцию вольной борьбы, куда он проходил два года, но тяга к музыке его не отпускала. На тот момент музыкальная школа была только в Хабезе, а возить его туда несколько раз в неделю особой возможности не было, потому что и я и его отец работали. Все же бабушка (моя мама) уговорила нас, и мы отдали его в музыкальную школу, это тоже интересная история.
Видимо, бабушку заранее подговорил Рустам, когда мы все вместе возвращались домой она попросила заехать на одну улицу, сказала, что у неё там дела. Мы приехали по адресу и оказались около музыкальной школы. Она взяла Рустама, мне и супругу моему сказала тогда фразу: «Послушайте меня, оба. Сколько еще раз ребёнок будет просить вас отдать его в музыкальную школу?». Потом она взяла Рустама за руку и повела в школу. Его послушали, признали, что у него талант, с тех пор Рустам начал серьезно заниматься музыкой. А потом он стал выигрывать конкурсы, здесь в республике, и за пределами тоже. У меня толстенная папка с его медалями и наградами. Я помню как-то он поехал на очередной конкурс и позвонил мне, попросил текст песни «Мадина». А я ж не знаю даже, где его взять. Тогда он попросил включить магнитофон, записать слова песни на листочке и отправить их ему. Записала, отправила и он снова звонит и просит поднести телефон к магнитофону, чтобы мотив запомнить. Через час-два он перезванивает мне и говорит, что выиграл конкурс, исполнив эту песню.
Ещё в школе он начал зарабатывать первые деньги, играл на свадьбах на трещотках, гармошке, пел.
Про гармонь вообще стоит рассказать отдельно, потому что его никто не учил на ней играть. Он взял ее у какого-то своего друга и сам, с помощью интернета, книжек всяких выучился на ней играть. Пришлось мне ему купить потом нормальную гармошку, а в то время это были большие деньги для нашей семьи. Целыми днями он сидел за ней на летней кухне, пока у него не получилось. Первый заказ был от нашей соседки, я ещё помню, что очень возмущалась и не верила, что его куда-то позовут играть на свадьбу. Приглашали его в основном из-за голоса, пел он всегда красиво. В принципе, так и начались первые шаги уже как зарабатывающего на своём творчестве специалиста.
-Как вы отнеслись к тому, что сын выбрал для себя творчество, как основную специальность? Пробовали переубедить?
– Когда пришло время выбирать ВУЗ, я очень настаивала на «серьёзной» профессии. Предлагала юриста, стоматолога. Он мне тогда сказал: «Мама, если хочешь, я поступлю куда ты скажешь. Но работать я по этой специальности не буду, просто отдам тебе диплом. Зачем нам терять то время, которое я могу уделить творчеству?». В общем, я сдалась. Рустам поступил в Майкоп по выбранному им самим направлением. Учился он, ходил на дополнительные. Всегда его хвалили преподаватели. На второй год обучения он передумал учиться в Майкопе и захотел поступить в Нальчик в институт искусств. Я его принялась отговаривать, но разве его отговоришь. Сам поехал и поступил.
В Нальчике он снова недоучился, его преподаватель сказал ему, что с таким талантом ему там делать нечего и нужно езжать в Москву, поступать в российскую академию музыки имени Гнесиных. Я возмущалась, говорила, что он не может усидеть на одном месте, но все-таки пустила. Думаю, пусть попробует, не хотела, чтобы у него на меня осталась потом какая-то обида. Потому что когда-то меня также родители не пустили в учится в Москву, хотя преподаватели мои очень просили. Я любила писать стихи, по сей день их пишу, но это больше для себя.
Он поехал и смог поступит на бюджет, было всего 17 бюджетных мест. Он сам рассказывал, что, когда повесили список поступивших он сначала себя в нем не нашёл и очень расстроился. А преподаватели начали выходить, поздравлять его, он не понимал, в чем дело. Видимо от волнения не увидел своё имя. Он мне ещё сказал тогда «Мам, все обрадовались, когда я поступил, кроме тебя». А мне то нужно было ему помогать, финансово в первую очередь, на зарплату учителя мало что можно себе позволить, но мы справились. Там он уже основательно учился, занимался творчеством, писал песни.
– Чем вы больше всего гордитесь?
– Своей семьей, моими детьми, моими внуками. Рустам очень домашний, скромный, сострадательный, всегда старается всем помочь. Очень ценю в нем это качество, что он такой простой и открытый. Очень благодарна сыну отдельно за то, что он всегда говорит правду, при любых обстоятельствах, насколько бы приятной или неприятной она не была. Он абсолютно всегда поднимает звонки, смс, в любое время суток. Не заставляет ждать, просто я знаю, какие отношения у некоторых родителей и детей, поэтому очень сильно рада, что у нас именно такие отношения. Что для матери может быть лучше, горжусь этим качеством.
Доброта – это отличительная черта всех моих детей, очень горжусь этим. Дочь у меня даже слишком добрая, всегда помогала и мне и братьям. Постоянно говорю, что она у меня идеальная. Не могу представить дочери лучше, чем моя. Наверное, каждая мать так думает. Старший сын у меня тоже очень семейный, скромный.
– Чтобы вы сейчас сказали родителям, которые не одобряют выбор своих детей в пользу творческой профессии?
– Ни в чем детей сильно не ограничивать. Пусть выбирают то, что по душе. Пусть даже они ошибаются, пусть не один раз – это будет их выбор, их жизнь.
Я часто думала о том, как бы сложилась моя жизнь, если бы родители отпустили меня туда, куда я хочу. Чтобы такого не было – позволяйте детям Позволяйте детям самим выбирать и строить свою жизнь. Запрещать что-то — пустая трата времени. Не нужно ни своё время тратить, ни время своих детей. Важно слышать и слушать друг друга, советоваться и принимать решения. В семье все делается именно так.