Ребенок с аутизмом: как распознать и что делать

На сегодняшний день в мире более 10 млн. аутизмом, причем с каждым годом их число увеличивается в среднем на 11-17%. По России такой статистики нет. По оценке специалистов, работающих в этой сфере, в нашей стране аутизмом болен один человек из тысячи. О том, как определить, что ребенок болен аутизмом, какие меры необходимо предпринять и какие методы коррекции являются наиболее эффективными рассказала педагог-психолог Лейла Абдокова.
-В каком возрасте, как правило, выявляют у ребенка аутизм, и какие основные симптомы обычно наблюдаются у таких детей?
-Часто первые тревожные звоночки проявляются в самом раннем возрасте. Опытная мама может заметить, что младенец почти не реагирует плачем на мокрые пелёнки, иногда нет реакции на боль, отсутствует, так называемый, «комплекс оживления» – когда ребёнок реагирует на появление мамы радостными движениями ручками и ножками. С 2 месяцев нормотипичный ребёнок улыбается в ответ на улыбку знакомого лица, у детей с аутизмом этого нет. Очень тревожный сигнал, если развитие психики ребёнка идёт искажено – отсутствие зрительного контакта глаза в глаза. Дети всеми силами избегают смотреть в глаза даже самому родному человеку, лицо для них – источник повышенной опасности, тогда, как в норме лицо – это самое интересное, что привлекает малыша.
Также тревожным фактором является отсутствие указательного жеста в 2-3 года. Очень часто на этом этапе родители подозревают, что ребёнок имеет проблемы со слухом, так как он не отзывается на своё имя, не реагирует на просьбы, игнорирует значимые явления,например, папа пришёл с работы: норма – малыш бежит встречать, радуется; РАС (расстройства аутистического спектра)- полное безучастие.
Как правило, к 3 годам странности в поведении ребёнка становятся всё более очевидными – полностью отсутствует сюжетно-ролевая игра (когда дети понарошку кормят куклу, имитируют езду на машине, сидя на стуле и т. д), часто появляются стимы – навязчивые, хаотичные движения руками перед лицом («бабочки», кружения, хлопки).
У многих детей есть гиперчувствительность к обычным звукам, например, их может сильно раздражать капающая вода из крана, тиканье часов и т. п. Иногда дети «зависают» на крутящихся предметах, часами могут смотреть как стирает стиральная машина или долго крутить колесо у игрушечной машины. Многие застревают на выстраивании любых предметов в ряд. Очень часто присутствует расстройство пищевого поведения, избирательность в еде (когда дети едят только определённый, ограниченный набор продуктов и категорически не соглашаются пробовать что-то новое). Для детей с РАС характерны двигательная расторможенность или наоборот пассивность и апатия. Почти всегда таких детей не интересуют (внешне) другие дети. У них нет подражания, они не машут рукой на прощание, не хлопают в ладоши по вашей просьбе. Нарушено понимание речи, соответственно, дети долго не говорят, а иногда и остаются безречевыми. Очень важно вовремя отследить эти крайне тревожные признаки, и как можно раньше обратиться к психиатру и неврологу. Если диагноз подтверждён, необходимо как можно скорее начинать коррекционные занятия со специалистами. Помимо психолога и логопеда, понадобится помощь специалиста прикладного анализа поведения (АВА тераписта).
-Какие проблемы могут возникать у детей с аутизмом в социализации и адаптации к школьной среде, и как вы помогаете им справляться с этими трудностями?
-Основная проблема – коммуникативная сторона общения. Дети совершенно не умеет взаимодействовать с другими людьми, адекватно выражать свои эмоции. Например, ребёнок испугавшись, начинает истерически смеяться вместо того, чтобы плакать. Даже у говорящих детей речь часто остаётся шаблонной и кажется странной. Часто встречается эхолалия (когда ребёнок повторяет, обращённую к нему или услышанную когда-то раньше фразу). Любые мелочи, связанные с общением, для них – огромная трудность. Будь то поздороваться с другими, присоединиться к игре или просто ответить на вопрос. Главная задача – научить ребёнка обращаться с просьбой, отвечать на вопрос, самому спрашивать, уметь играть или как-то взаимодействовать с другими. Я работаю совместно со специалистами АВА терапии. АВА – это методика коррекционного воздействия на основе анализа поведения, в основе которого, лежит принцип бихивеаристов - стимул-реакция. Основная задача – подкрепление желательного поведения ребёнка и гашение нежелательного, деструктивного. На сегодняшний день, АВА терапия является единственной научно обоснованной методикой коррекции РАС и успешно применяется во всём мире. Широко применяется метод игровой терапии дипфлортайм и метод сенсорной интеграции. На мой взгляд, оптимальным решением является сочетание этих методов. Очень важно формировать у детей с РАС бытовые навыки самообслуживания, собственно программы, написанные АВА терапистом всегда включают в себя социально-бытовые умения.
-Как важно для таких детей развивать коммуникативные навыки, и какие методы вы используете для помощи им в этом?
– Собственно, развитие коммуникативных навыков является основной целью коррекционной работы. Как я уже сказала, отвечая на предыдущий вопрос, основные методы – АВА терапия, игровая терапия и сенсорная интеграция. Программы всегда составляются с учётом индивидуальных особенностей конкретного ребёнка на основе тщательного изучения его физических особенностей, интеллектуальных возможностей, проблемных сторон поведения и развития. Невозможно применять одну и ту же программу, написанную под конкретного ребёнка, к другим детям, потому что в лучшем случае она не будет эффективна, в худшем – может навредить.
-Какие особенности в поведении и развитии детей с диагнозом аутизм обычно наблюдаются?
– Дети с аутизмом очень и очень разные. Существует классификация аутизма по степени тяжести проявления психики. Самая тяжёлая форма – синдром Каннера, как правило, сопутствует умственная отсталость. Самой лёгкой формой считается синдром Аспергера, интеллект у этих детей не снижен, но имеет специфические особенности. Главная отличительная особенность детей с аутизмом – погруженность в себя, отрешённость, наличие фобий, неадекватность эмоциональных реакций. Но, как говорится, странности у каждого ребёнка свои особенные, поэтому очень важен индивидуальный подход.
-Как вы работаете с родителями этих детей, и какие советы вы можете дать им по воспитанию и общению со своими детьми?
-Работа с родителями и семьёй – важнейшая часть коррекции аутизма. Поэтому я каждой семье всегда рекомендую пройти личную психотерапию у семейного психолога. Это отдельный, очень важный и объёмный пласт работы, которым должен заниматься профессиональный опытный психотерапевт.
-Какие изменения в поведении или развитии могут наблюдаться у детей с аутизмом в процессе их коррекции и воспитания, и какие методы помогают достигать наилучших результатов?
-Когда маленький ребёнок впервые приходит на занятия, основной запрос от родителей – речь. Но речь – это вершина интеллектуального развития человека, так сказать, крыша. А начинаем мы строить дом всегда с фундамента. Поэтому на первых этапах работаем над формированием имитации (т.е. учим ребёнка подражать за взрослым), пониманием обращённой речи, учим реагировать, откликаться и сотрудничать, т. е. взаимодействовать с другими. Помогаем родителям установить «руководящий контроль» – важная вещь в решении множества поведенческих проблем. Только после этого считаем, что ребёнок готов к обучению и начинаем работу над развитием экспрессивной речи и других психических функций: памяти, внимания, мышления.
-Какие советы вы можете дать учителям и другим профессионалам, работающим с такими детьми, чтобы обеспечить им наилучшее обучение и развитие?
- Не считаю себя достаточно компетентной, чтобы давать советы учителям. Я никогда не работала в школе, и откровенно говоря, плохо представляю, как тяжело педагогам интегрировать инклюзию в традиционную систему обучения в школах. На примере своих учеников, знаю, что у нас в стране существуют серьёзные недоработки в инклюзивном образовании: большое количество детей, отсутствие тьюторов и адаптивных учебных материалов. В общем, очень много проблем.
-Когда рядом с ребенком родители, ситуация более-менее прогнозируемая. Но дети вырастают – что с ними происходит?
– Опять же очень многое зависит от степени тяжести аутизма, от своевременности и качественности коррекционной работы. Я знаю и тех, кто полностью недееспособен и зависим от опеки и патронажа своей семьи и есть пример, взрослого мужчины, который женат, имеет ребёнка, нашёл себя в программировании, работает в компании. Правда, живёт он в Дании. Если говорить о моих учениках, самым старшим из них на сегодня 13-14 лет, они школьники. К сожалению, даже самым успешно скомпенсированным из них будет очень сложно пробивать себе дорогу в профессии, да и просто в жизни. За каждого душа болит и очень надеюсь, что всё у них сложится.
-Какую литературу вы порекомендовали бы почитать родителям, которые столкнулись с таким диагнозом или боятся с ним столкнуться?
-По этой ссылке можно будет найти необходимые книги:
Здесь сайты, которые я рекомендую почитать:
Тест, который поможет родителям определить степень риска РАС в раннем возрасте: https://test.autism.help/ .